ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МКОУ Лизиновская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области  на 2012-2013 учебный год

  

     Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Поскольку в школе реализуется программа личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся, учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в школе, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей ученика. Главная задача для школы - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности учащихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в интересах личности, общества и государства. Дополнительное образование - это такая сфера деятельности, которая даёт возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, военно-патриотическую, духовно-нравственную, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, социально-педагогическую  направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков.         

 На занятиях творческих объединений художественно-эстетической направленности происходит развитие коммуникативных качеств, формирование художественно-творческих способностей, творческого мышления (ассоциативно-образного, художественного), приобщение к духовному богатству, воспитание эмоционально-творческого отношения к действительности.

Одной из важнейших задач творческого объединения физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой  направленности является развитие у детей их природных задатков, возможностей, способностей. Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. 

Естественнонаучное  и эколого-биологическое направления призваны воспитать у детей бережное отношение к природе через поисковую и исследовательскую деятельность.

Духовно-нравственное направление направлено на формирование гражданских и нравственных качеств личности.

Военно-патриотическое направление воспитывает у детей чувство гордости за свою страну, малую Родину, формирует качества будущих защитников Отечества.

Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа и утверждается директор школы.

Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста учащихся, продолжительности освоения данной программы, как правило, от 1 до 2 часов.   Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей по принципу 6-дневной рабочей недели.

            Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25-45 минут в зависимости от  возраста учащихся.

           Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся.

            По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией.

Учебный план занятий объединений дополнительного образования  на 2012-2013 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

*       Законом РФ «Об образовании»

*       Уставом МКОУ Лизиновская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области

*       Программой развития МКОУ Лизиновская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области

*       Федеральным государственным образовательным стандартом

*       «Гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса» (СанПиН)

Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач:

- обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;

- творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;

- организация содержательного досуга;

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.

Учебно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности, пояснительную записку.

 

класс

часы

направление

название

1

1

физкультурно-оздоровительное

«Чемпион»

1

физкультурно-оздоровительное

«Поиграй со мной!»

1

художественно-эстетическое

Музыкальный фольклор

1

художественно-эстетическое

Волшебный карандаш

1

Научно-познавательное

Если хочешь быть здоров – правильно питайся

1

Научно-познавательное

Школа Здоровья

1

Гражданско-патриотическое

Я - гражданин России

1

Духовно-нравственное

Школа вежливых наук

1

Проектно – исследовательская деятельность

Я – исследователь

1

Проектно – исследовательская деятельность

Узнаем себя

2

1

художественно-эстетическое

Музей в твоем классе

2

1

художественно-эстетическое

Акварелька

2

1

научно-познавательное

Школа будущих отличников

2

1

научно-познавательное

Для Знаек и Всезнаек изучаем информатику

2

1

проектно-исследовательская деятельность

Учусь создавать проекты

2

1

театрально-фольклорное

Ладушки

3

3

физкультурно-оздоровительное

Веселые потешки

4

1

Эколого-биологическое

Юный цветовод

4

1

художественно-эстетическое

Соленое тесто

4

1

художественно-эстетическое

Рукодельница

5-9

1

Военно-патриотическое

Меткий стрелок

8-11

3

физкультурно-оздоровительное

Клуб Атлант

1-4

4

физкультурно-оздоровительное

Лихие забавы на Руси

5-8, 8-11

4

4

физкультурно-оздоровительное

Волейбол

5-11

2

социально-педагогическое

Планета

5-9

2

эколого-биологическое

Эколоша

5-9

1

Военно-патриотическое

клуб Патриот

5-11

2

Художественно-эстетическое

Творческая мастерская

5-9

2

Художественно-эстетическое

Наш дом

10

11

2

2

проф ориентационное

Устройство с/х  техники

10

11

2

2

проф ориентационное

Основы  с/х  техники

1-11

1

художественно-эстетическое

вокальный

итого

56

 

 

 

Художественное направление

Творческая мастерская

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, который осуществляется в процессе преподавания  учебных дисциплин,  а также с помощью различных кружков и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций зачастую тесно связано с декоративно –прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. Предметы декоративно –прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. В той или иной форме ребёнок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

 Простые и красивые, часто высокохудожественные изделия народных умельцев,  желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребёнка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.

Специфика данного курса в том, что  освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол, изучений традиций своего края.

Цели:

·          ознакомление обучающихся с культурными традициями предков,  формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа и народных традиций;

·          воспитание способности осмысления ребёнком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;

·          самопознание ребёнком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление обучающимся возможности личностно саморазвиваться;

·          формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;

·          обучение детей конкретным технологиям, умениям и навыкам приготовления кукол и других изделий своими руками.

Задачи  программы:

·          обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

·          формировать интерес к декоративно –прикладному творчеству;

·          развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

·          способствовать воспитанию творческой личности;

·          формировать чувство самоконтроля;

·          способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

·          содействовать формированию всесторонне развитой личности.

 

Срок реализации: 3 года

Возрастная категория: 11 -13 л

Содержание программы

Рукоделие. Работа с бисером. Плетение ковриков крючком. Вышивка крестиком. Вышивка гладью.

Традиционная народная кукла. Куклы в культуре и традициях народов России. Из истории кукол. Календарные праздники. Типы и виды кукол. Деревянные игрушки. Соломенная кукла. Кукла из природного материала. Тряпичная кукла. Керамические куколки. Культовые и обрядовые куклы. Куклы –обереги. Игровые куклы. Куклы –модницы. Куклы –иностранки. Делаем вместе. Кукольный театр на столе. Этнографические куклы.

Народный костюм и его орнамент. Русский народный костюм. Его орнаментика и семантика. Воронежский костюм. Его орнаментика и семантика.

Авторские художественные куклы.

Творческий отчет

Учебный план

тема

Количество часов

теория

практика

1 год

2

год

3 год

1

год

2 год

3

год

1

год

2

год

3 год

1

Введение.

1

 

 

1

 

 

-

 

 

 

Рукоделие

 

34

 

 

4

 

 

30

 

 

 

Традиционная народная кукла

 

 

35

 

 

9

 

 

26

 

 

Народный костюм и его орнамент

 

 

 

 

10

 

 

4

 

 

6

 

Авторские художественные куклы.

 

 

 

 

5

 

 

1

 

 

4

 

Кукольный театр на столе

 

 

8

 

 

2

 

 

6

 

Этнографические куклы

 

 

10

 

 

2

 

 

8

 

Творческий отчет

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

Развернутый учебный план

тема

Количество часов

теория

практика

1 год

2

год

3 год

1

год

2 год

3

год

1

год

2

год

3 год

1

Введение.

1

 

 

1

 

 

-

 

 

2

Работа с бисером

10

 

 

1

 

 

9

 

 

3

Плетение ковриков крючком

5

 

 

1

 

 

4

 

 

4

Вышивка крестиком

9

 

 

1

 

 

8

 

 

5

Вышивка гладью

10

 

 

1

 

 

9

 

 

6

Куклы в культуре и традициях народов России. Из истории кукол.Календарные праздники. Типы и виды кукол.

 

2

 

 

 

 

 

2

 

7

Деревянные игрушки.

 

4

 

 

2

 

 

2

 

8

Соломенная кукла.

 

1

 

 

1

 

 

 

 

9

Кукла из природного материала.

 

2

 

 

1

 

 

1

 

10

Тряпичная кукла

 

2

 

 

1

 

 

1

 

11

Керамические куколки

 

2

 

 

1

 

 

1

 

12

Культовые и обрядовые куклы. Куклы –обереги.

 

3

 

 

1

 

 

2

 

13

Игровые куклы. Куклы –модницы.

 

4

 

 

1

 

 

3

 

14

Куклы –иностранки.

 

3

 

 

1

 

 

2

 

15

Делаем вместе

 

12

 

 

 

 

 

12

 

16

Кукольный театр на столе

 

 

8

 

 

2

 

 

6

17

Этнографические куклы

 

 

10

 

 

2

 

 

8

18

Русский народный костюм. Его орнаментика и семантика.

 

 

5

 

 

2

 

 

3

19

Воронежский костюм. Его орнаментика и семантика.

 

 

5

 

 

2

 

 

3

20

Авторские художественные куклы.

 

 

5

 

 

1

 

 

4

21

Творческий отчёт

 

 

1

 

 

 

 

 

1

22

Экскурсия в кукольный музей г. Богучар

 

 

1

 

 

1

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно –тематическое планирование 1 года обучения

тема

Форма проведения

Дата

1

Введение.

презентация

 

Работа с бисером

 

2

Низание

Теоретическое занятие

 

3

Низание в 2 нити

практика

 

4

Бабочка

практика

 

5

Листок

практика

 

6

Французское плетение

практика

 

7

Изготовление бисерного дерева

практика

 

8

Изготовление бисерного дерева

практика

 

9

Вышивка бисером

практика

 

10

Вышивка бисером

практика

 

11

Вышивка бисером

практика

 

Плетение крючком

 

12

Основные виды петель

Теоретическое занятие

 

13

Набор петель

практика

 

14

Вязание коврика

практика

 

15

Вязание коврика

практика

 

16

Вязание коврика

практика

 

Вышивка крестиком

 

17

Знакомство с видами крестика

Теоретическое занятие

 

18

Схема вышивки

презентация

 

19

Вышивка изделия крестиком

практика

 

20

Вышивка изделия крестиком

практика

 

21

Вышивка изделия крестиком

практика

 

22

Вышивка изделия крестиком

практика

 

23

Вышивка изделия крестиком

практика

 

24

Вышивка изделия крестиком

практика

 

25

Вышивка изделия крестиком

практика

 

Вышивка гладью

 

26

Готовимся вышивать

Теоретическое занятие

 

27

Шов «вперёд иголку», «назад иголку»

практика

 

28

Стебельчатый шов. Тамбурный шов

практика

 

29

Петельный шов

практика

 

30

Узелки. Рококо.

практика

 

31

Гладь

практика

 

32

Работа гладью

практика

 

33

Работа гладью

практика

 

34

Работа гладью

практика

 

35

Работа гладью

практика

 

Календарно –тематическое планирование 2 года обучения

тема

Форма проведения

Дата

Куклы в культуре и традициях народов России.

 

1

Куклы в культуре и традициях народов России.

презентация

 

2

Календарные праздники. Типы и виды кукол

презентация

 

Деревянные игрушки

 

3

Потешные игрушки

Теоретическое занятие

 

4

Куклы -панки

Теоретическое занятие

 

5

Матрёшка

практика

 

6

Кукла -солдатик

практика

 

Соломенная кукла

 

7

Соломенная  куколка

Теоретическое занятие

 

Кукла из природного материала.

 

8

Моховики-лесовики

Теоретическое занятие

 

9

Моховики -лесовики

практика

 

Тряпичная кукла

 

10

Кукла- закрутка

Теоретическое занятие

 

11

Кукла -закрутка

практика

 

Керамические куколки

 

12

Каргопольская барыня

Теоретическое занятие

 

13

Тульская кукла

практика

 

Культовые и обрядовые куклы. Куклы –обереги.

 

14

Кукла «День –ночь»

Теоретическое занятие

 

15

Куклы «Неразлучники»

практика

 

16

Кукла –берегиня «Полешка».

практика

 

Игровые куклы. Куклы –модницы.

 

17

Пандора и талия

Теоретическое занятие

 

18

Златовласка

практика

 

19

Златовласка

практика

 

20

Златовласка

практика

 

Куклы –иностранки.

 

21

Японская традиционная кукла

Теоретическое занятие

 

22

Куклы из Индии

практика

 

23

Куклы из Индии

практика

 

Делаем вместе

 

24

Бумажная кукла

практика

 

25

Объёмная бумажная кукла

практика

 

26

Кукла на конусе

практика

 

27

Цельнокроеная кукла

практика

 

28

Цельнокроеная кукла

практика

 

29

Бессуставная кукла -мальчик

практика

 

30

Кукла с поворотными суставами

практика

 

31

Кукла с поворотными суставами

практика

 

32

Вязаная кукла

практика

 

33

Вязаная кукла

практика

 

34

Ажурная кукла

практика

 

35

Ажурная кукла

практика

 

 

Календарно –тематическое планирование 3 года обучения

тема

Форма проведения

 

Кукольный театр на столе

 

1

История кукольного театра

Теоретическое занятие

 

2

Сказочные персонажи

Теоретическое занятие

 

3

Лиса

практика

 

4

Лиса

практика

 

5

Кот

практика

 

6

Кот

практика

 

7

Петух

практика

 

8

Петух

практика

 

Этнографические куклы

 

9

Этнографические куклы

Теоретическое занятие

 

10

Кукла -ангелочек

практика

 

11

Кукла -ангелочек

практика

 

12

Кукла -купавка

практика

 

13

Кукла -купавка

практика

 

14

Кукла -московка

практика

 

15

Кукла -московка

практика

 

16

Кукла -московка

практика

 

17

Кукла -московка

практика

 

18

Кукла -московка

практика

 

Русский народный костюм. Его орнаментика и семантика.

 

19

Из истории русского костюма

Теоретическое занятие

 

20

Северный костюм мужской

Теоретическое занятие

 

21

Северный костюм женский

практика

 

22

Южный костюм мужской

практика

 

23

Южный костюм женский

практика

 

Воронежский костюм. Его орнаментика и семантика.

 

24

Праздничный костюм Воронежской губернии

Теоретическое занятие

 

25

Головной убор

Теоретическое занятие

 

26

Верхняя одежда

практика

 

27

Юбка

практика

 

28

Обувь

практика

 

Авторские художественные куклы.

 

29

Изготовление авторских кукол

Теоретическое занятие

 

30

Изготовление куклы

практика

 

31

Изготовление куклы

практика

 

32

Изготовление куклы

практика

 

33

Изготовление куклы

практика

 

34

Выставка кукол

 

 

35

Экскурсия в кукольный музей г. Богучар

 

 

Литература:

Коллекция «Куклы в народных костюмах». Журнал. 2012 год

В.С.Горичева «Куклы», Ярославль, Академия развития, 1999г.

Обучение мастерству рукоделия. 5-8 класс. Е.А.Гурбина –автор составитель,г.Волгоград,2007 год.

Т.Н.Баскова. Бисер. Санкт –Петербург. «Паритет», 2006 год.

Людмила Александровна Божко. Бисер. Уроки мастерства. Издательство «Мартин», 2004 год.

А.Чиотти. Фантазии из бисера.Мр книги. 2009

Декоративно –прикладное творчество. 5-9 классы.  Автор –составитель О.Я.Воробьёва.

 Волгоград,2008 год.

М.Максимова, М.Кузьмина. Вышивка. Первые шаги. «ЭКСМО», 1997 год.

Сайты интернета.

 

НАШ ДОМ

Пояснительная записка.

 

                        Данная программа охватывает интересы учащихся 5-8 классов. Название кружка «Наш дом» говорит о том, что, переступив порог своего дома,  мы можем изменить интерьер дома, приложив трудолюбие, усидчивость, смекалку.

                        Для достижения данной цели в школе имеется комбинированная мастерская для обработки металла и древесины. Она оборудована рабочими местами, токарными  станками для обработки древесины и металла, электроточило для заточки инструмента, сверлильным и фрезерным станками; есть электрофицированный инструмент; дрель, электролобзик, электрофреза, шлефмашина. Для проведения работ есть необходимый инструмент и материалы.

                        Своей задачей при разработке данной программы считаю: дать достойный объем глубоких знаний, умений и первоначальных навыков для развития учащихся как личности; ввести в мир труда, привить трудолюбие, самостоятельность, творческие способности.

                        Целью программы является слияние трех составляющих:

1.        Образовательно-обучающих.

2.        Воспитательных

3.        Развивающих

Выполнение этих целей предполагает подготовку к самостоятельной трудовой деятельности учащихся в условиях рыночных отношений; формирование качеств творчески думающей, созидательно действующей и адаптирующейся личности, формирование знаний и умений использования материалов, развитие разносторонних качеств личности, бережного отношения к природе и народному достоянию, развития мышления, навыков, способности преодолевать трудности и умение владеть собой.

Каждое занятие должно быть продумано, спланировано и проведено таким образом, чтобы учащийся почувствовал потребность в овладении знаниями, приемами, так как в первую очередь «это нужно мне».

Содержание программы.

1.        Введение.

Задачи кружка «Наш дом». Знакомство и обсуждение плана работы. Значимость кружка.

2.        Интерьер дома.

Современному домашнему интерьеру присущи яркость и декоративность, и сочетание предметов обихода должно составлять единое целое. Данный раздел предлагает обновить и заново изготовить по назначению изделия, используемые в доме. Для этого  необходимо проявлять трудолюбие, усидчивость, фантазию; хорошенько продумать последовательность операций; подготовить соответствующий инструмент и принадлежности, разработать инструктивную карту, предусмотрев и по возможности исключив все негативные моменты.

3.        Ремонтно-строительные работы.

С чего начинается ремонт? Прежде всего, с определения объема работ и необходимости приобретения материала и инструмента для проведения ремонта, время и сроки.

            В данном разделе предлагается научиться ремонтировать полы и двери, реставрировать стулья и шкафы, оклеивать стены и ложить плитку, а также производить стекольные работы, благоустраивать подворье

 

4.        Сантехнические и электротехнические работы.

Раздел включает реставрацию кранов, смесителей, унитазов, а также выполнение электромонтажных работ.

 

5.        Основы проектирования.

Разработка, составление и защита изделия перед учащимися кружка.

 

Учебно-тематический план

 

№ пп

Наименование разделов

Количество часов

 

Теория

Практика

1

Введение.

 

1

1

2

Интерьер дома.

 

6

18

3

Ремонтно-строительные работы.

 

4

19

4

Сантехнические и электротехнические работы

2

8

5

Основы проектирования

2

9

6

итого

15

55

Тематическое планирование

№ занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

По плану

Фактич.

1.        Введение.

 

 

1

Значимость кружка. Знакомство с домом

1

05.09

 

2

Значимость кружка. Знакомство с домом

1

05.09

 

2.        Интерьер дома.

 

 

3

Удобно ли на кухне? Кухонная утварь.

1

12.09

 

4

Удобно ли на кухне? Кухонная утварь.

1

12.09

 

5

Стенки из полок

1

19.09

 

6

Стенки из полок

1

19.09

 

7

Прихожая. Деревянный наряд.

1

26.09

 

8

Прихожая. Деревянный наряд.

1

26.09

 

9

Многоэтажная вешалка

1

03.10

 

10

Многоэтажная вешалка

1

03.10

 

11

Домашний стадион

1

10.10

 

12

Домашний стадион

1

10.10

 

13

Деревянный коврик

1

17.10

 

14

Деревянный коврик

1

17.10

 

15

Декоративная занавеска

1

24.10

 

16

Декоративная занавеска

1

24.10

 

17

Усовершенствованный шкафчик

1

31.10

 

18

Усовершенствованный шкафчик

1

31.10

 

19

Гладильная  доска

1

14.11

 

20

Гладильная  доска

1

14.11

 

21

Книжная полка-витрина

1

21.11

 

22

Книжная полка-витрина

1

21.11

 

23

Подоконник – рабочее место

1

28.11

 

24

Подоконник – рабочее место

1

28.11

 

25

«Маленькие хитрости»

1

05.12

 

26

«Маленькие хитрости»

1

05.12

 

3.        Ремонтно-строительные работы.

 

 

27

Чтобы не перестилать полы

1

12.12

 

28

Чтобы не перестилать полы

1

12.12

 

29

Ремонт дверей

1

19.12

 

30

Ремонт дверей

1

19.12

 

31

Обновленные стулья

1

26.12

 

32

Обновленные стулья

1

26.12

 

33

Ремонт стен дома

1

16.01

 

34

Ремонт стен дома

1

16.01

 

35

Ремонт стен дома

1

23.01

 

36

Ремонт стен дома

1

23.01

 

37

Облицовочные материалы

1

30.01

 

38

Облицовочные материалы

1

30.01

 

39

Облицовочные материалы

1

06.02

 

40

Облицовочные материалы

1

06.02

 

41

Стекольные работы

1

13.02

 

42

Стекольные работы

1

13.02

 

43

Уход  за кровлей дома

1

20.02

 

44

Уход  за кровлей дома

1

20.02

 

45

Уход  за кровлей дома

1

27.02

 

46

Уход  за кровлей дома

1

27.02

 

47

Благоустройство и ремонт подворья

1

06.03

 

48

Благоустройство и ремонт подворья

1

06.03

 

49

Благоустройство и ремонт подворья

1

13.03

 

50

Благоустройство и ремонт подворья

1

13.03

 

4.        Сантехнические и электротехнические работы.

 

 

51

Сантехнические работы в быту

1

20.03

 

52

Сантехнические работы в быту

1

20.03

 

53

Сантехнические работы в быту

1

03.04

 

54

Сантехнические работы в быту

1

03.04

 

55

Сантехнические работы в быту

1

10.04

 

56

Сантехнические работы в быту

1

10.04

 

57

Электротехнические работы

1

17.04

 

58

Электротехнические работы

1

17.04

 

59

Электротехнические работы

1

24.04

 

60

Электротехнические работы

1

24.04

 

5. Основы проектирования

 

 

61

Составление и защита проекта

1

01.05

 

62

Составление и защита проекта

1

01.05

 

63

Составление и защита проекта

1

08.05

 

64

Составление и защита проекта

1

08.05

 

65

Составление и защита проекта

1

15.05

 

66

Составление и защита проекта

1

15.05

 

67

Составление и защита проекта

1

22.05

 

68

Составление и защита проекта

1

22.05

 

69

Составление и защита проекта

1

29.05

 

70

Составление и защита проекта

1

29.05

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.        Симоненко В.Д. Технология. Технический труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский; под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф.2011.

2.        Самородский П.С.Технология. Технический труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /П.С.Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко; под ред.В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Граф.2011.

3.        Самородский П.С.Технология. Технический труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /П.С.Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко; под ред.В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Граф.2011.

4.        Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Б.А. Гончаров (и др.); под ред.В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2011.

5.        Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ по ред.С.Н.Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2006.

6.        Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву/ А.Ф. Афанасьев. – М.: Культура и традиции. 2002.

 

Вокальный

Пояснительная записка

 

Адаптированная программа вокального кружка разработана  на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса» 2006г; Д Огороднова

« Музыкально –певческое воспитание детей», 2003г.

 

Срок реализации адаптированной программы – 2года.

 Количество часов в неделю - 1 час.

Уровень реализации - основное общее образование.

Направленность дополнительной программы -  художественно-эстетическая.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

 

1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

2.Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

3.Создание условий для развития личности ребенка.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 

1.         формирование условий для творческого развития личности.

2.         формирование навыков культурного общения.

3.         формирование и развитие у учащихся интереса и любви к музыке.

Основные задачи в работе вокального кружка

- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-

 хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.

- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.

 

Реализация задач

осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются  пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально – ритмические  движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

 

Спланированная деятельность вокального кружка позволит учащимся развить вокальные данные, что позволит раскрыть творческие певческие способности для последующего участия в праздниках и конкурсах исполнительского мастерства.

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа кружка  основана на принципах сообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности в тесной связи с жизнью.

 Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается исполнением разобранного музыкального произведения т.е. теоретические задания и музыкальные приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

 

      Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

      Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

      Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

      Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

       Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

           1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);                                                                                                 

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3. Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта расрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

4. Выработка подвижности голоса.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

 Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

 

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос  без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

            6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

 Музыкальную основу программы

 составляют произведения охватывающие временной диапазон , народная музыка России, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности.

Особенности набора детей:

наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

 

Режим занятий.

Общее количество часов в год – 35 часа.

Количество часов в неделю – 1 часа.

Продолжительность занятия – 1 часа.

 

 

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться

 красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.

Необходимо постепенно подвести

 к многоголосию, к ансамблевому пению:

 научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту,

 принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.

 

Методические рекомендации для развития основных певческих навыков.

 

В основе выразительного пения, развития певческого и сценического мастерства лежат вокально - хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка.

 

При обучении детей надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

 

Ø  Разучивать песни с детьми надо сидя.

Ø  Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. Голову надо держать прямо, не вытягивать шею, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, "белого" звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

 

Ø  Петь стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы работают активнее и звучность пения заметно улучшается.

 

Ø  В работе с учениками следует пользоваться необходимыми принципами дыхания: спокойный, умеренный глубокий вдох, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача дыхания и умение его распределить.

 

Ø  Необходимо, чтобы дети с первых уроков усвоили, что самое важное в пении заключается не в том, чтобы набрать большое количество воздуха, а в том, чтобы расходовать его медленно, сдержанно и постепенно. В песни вдох и выдох зависят от содержания песни. Если песня затяжная, надо научиться расходовать воздух очень разумно, экономично, чтобы его хватило на всю фразу. Если песня быстрая и в ней нет пауз, надо успеть вздохнуть между фразами, взяв немного воздуха. Нельзя делать вдох посреди слова, так как это нарушает его смысл.

Методическое обеспечение программы, средства для реализации.

 

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

Музыкальные инструменты: проигрыватель, грампластинки, магнитофон,  аудиокассеты, компакт-диски, DVD телевизор. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Основные способы  и формы работы с детьми:

           индивидуальные и групповые, теоретические и практические.

Конкретные формы занятий вокального кружка:

           учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

            словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

        

Учебно-тематический план

на первый год обучения.

 

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических               практических  

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

 

2

 

2

 

2

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

 

5

 

3

 

5

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

 

10

 

4

 

10

4.

Формирование чувства ансамбля.

 

9

 

5

 

9

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

 

19

 

5

 

19

Итого:

35

19

35

 

Учебно-тематический план

на второй год обучения.

 

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретическая практическая

                   часть урока  

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

 

8

 

5

 

8

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

 

6

 

5

 

6

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

 

10

 

4

 

10

4.

Формирование чувства ансамбля.

 

5

 

5

 

5

5.

Формирование сценической культуры.

 

6

 

5

 

6

Итого:

35

24

35

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ  (4 часа) Место вокального кружка в жизни школы, расписание занятий, их содержание, песни для разучивания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Начало разучивания песни о школе.

2. О ПЕВЧЕСКОМ ГОЛОСЕ. Возрастные изменения голоса, специфика звучания голосов. Основные типы певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Продолжение работы над песней о школе. Использование при этом вокальных плакатов или диапозитивом с текстом песни, вокальных сборников.

3. ПРАВИЛА ПЕНИЯ. НОВАЯ ПЕСНЯ. Законы правильного пения: певческая установка, правила дыхания и т.п.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Разучивание лирической песни. Разучивая лирическую, плавную песню, руководитель знакомит кружковцев с понятием «кантилена».

4.         ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.  Типы вокальных коллективов : дуэты, трио, квартет, квинтет, вокальная группа. Значение вокала в  спектакле.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Разучивание песни в ритме вальса. Перед началом разучивания руководитель рассказывает об известной концепции Д.Б.Кабалевского о «трёх китах» в музыке – песне, танце и марше. Исполнение

5. ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ. Значение канона как одного из средств формирования навыков двухголосного пения в вокале.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Работа над песней. Руководитель широко пользуется различными приёмами, активизирующими процесс разучивания: пение соло и ансамблями, пение по цепочке, пение в изменённой тональности и т.д.

6.ДВУХГОЛОСНОЕ ПЕНИЕ. Правила пения. Типы голосов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Разучивание двухголосной песни. Проведение викторины, включающей в себя специальную терминологию, отрывки из прослушанных произведений. Начало разучивания песни…

7. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ. Лад, размер, фактура, форма. Сущность и особенности музыкального искусства.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений, как иллюстраций к проведённой беседе.

8. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. Основные средства выразительности исполнителя: артикуляция, динамика, фразировка, нюансировка.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Работа над песней с использованием средств выразительности исполнительства. Исполнение

9. ГЕРОИКА В МУЗЫКЕ. Специфика героической музыки, его основные компоненты.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений, как иллюстраций к проведённой беседе. Исполнение.

10. ПРИРОДА, СКАЗКА,. Беседа с соответствующими музыкальными иллюстрациями. Музыкальная викторина, включающая фрагменты сказочного характера.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Работа по выявлению мест в сказке, куда уместно включить музыкальное сопровождение; подбор музыкального материала. Запись текста и музыки к сказке. Исполнение.

11. ЖАНРЫ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ. МУЗЫКА РОССИИ. ЛИЧНАЯ ФОНОТЕКА. колыбельная, хороводная, трудовая, свадебная песни. Специфика народной песни, инструментального наигрыша.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Подбор, систематизация и использование личной фонотеки .

Нужность фонотеки ( в ходе занятия используется как личный опыт руководителя, так и рассказы любителей музыки – филофонистов).

Исполнение Народных произведений.

12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. Подведение итогов работы кружка. Повторение ещё не закреплённых учебных тем. Проведение музыкальной викторины по пройденному материалу.

Рассказы участников кружка о практической пользе, которую они извлекли из занятий, об их планах на будущее. Сценическое исполнение.

Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.

Первое полугодие.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

2

Певческая установка.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2

 

3

4

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.

Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

2

 

5

6

7

8

Музыкальный звук. Высота звука.

 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных.

Звуковая атака. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

4

 

9

10

 

 

 11

12

Работа над дикцией и артикуляцией.

Развитие согласованности артикуляционных органов,

( которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

Работа над дикцией и артикуляцией.

Работа над дикцией и артикуляцией.

 

4

 

13

14

 

 

 

Формирование чувства ансамбля.

 Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

2

 

15

 

16

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе.

Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

2

 

 

16

 

 

Второе полугодие первого года обучения.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

 

2

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных).

Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

2

 

3

4

5

6

 

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Пение нон легато и легато.

 Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса.

 Умением использовать головной и грудной регистры.

 

4

 

7

8

Работа над дикцией и артикуляцией.

 Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое проговаривание согласных

2

 

9

10

11

12

 

13

14

 

Формирование чувства ансамбля.

 Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).

 Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом и без сопровождения.

Работа над дикцией и артикуляцией.

Работа над звуковедением и чистотой интонирования

6

 

15

 16

 17

 

 18

 

19

 

Формирование сценической культуры.

 Работа с фонограммой. Пение под фонограмму.

Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями.

 Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Сценический образ

5

 

 

19

 

 

                                                                                       Всего 35 часов

Содержание программы

 

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

1.         Работа над певческой установкой и дыханием.

(4 часов)Положение корпуса, головы певца. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

2.         Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

(6 часов)Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

3.         Работа над дикцией и артикуляцией.(6 часа) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

4.         Формирование чувства ансамбля.(10часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.

5.         Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (9 часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на второй год обучения

                 Первое полугодие.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

1

 

2

 

3

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.

Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

2

 

4

5

6

 

7

Музыкальный звук. Высота звука.

 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных.

Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

4

 

8

9

 

 

10

11

Работа над дикцией и артикуляцией.

Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции.

 Работа над звуковедением и чистотой интонирования

Певческое дыхание

4

 

12

13

14

15

Формирование чувства ансамбля.

Выработка активного унисона  устойчивое интонирование Одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

Работа над дикцией и артикуляцией

4

 

16

 

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

 

 Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

1

 

итого

16

 

 

Второе полугодие второго года обучения.

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

 

2

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные.

 Приёмы дыхания

2

 

3

4

5

 

6

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Пение с особенностями произношения.

Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

 

4

 

7

8

Работа над дикцией и артикуляцией.

Работа над особенностями произношения при пении

2

 

9

10

 

 

11

 

12

 

 

13

14

Формирование чувства ансамбля.

Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: Интонирование произведений в различных видах мажора и минора.

 Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

 Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

6

 

15

16

17

 

18

 

19

Формирование сценической культуры.

Работа с фонограммой. Пение под фонограмму.

 Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями.

Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Сценический образ. Концертное исполнение.

5

 

 

 

19

 

 

                                                                                       Всего 35 часо

Репертуар первого года обучения

Песня «Горошина» В. Карасевой.

«Песня о Москве» Ж. Колмогоровой.

Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.

Песня «Я люблю свою землю» Птичкина.

 

«песня о школе»

 

«Песенка Добра»

 
«Песня о маме» А. Филлипенко

Песня «Детство» П. Аедоницкого.

Песня «Жар-птица» Москалевой

Русская народная песня «Рождество Христово».

Песня «Зимняя сказка» С. Крылова.

 

Песня «Уходил на войну солдат» В. Воронов


Песня «Солдат, он парень бравый» В. Шаинского.

Песня «Солдаты России» В. Петрова.

Песня «Озорная». Ю. Верижникова.

Песня «Принцесса» Ю.Гуцалюк.

Песня «Млечный путь» Ю.Верижникова.

Песня «Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.

Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева

Песня «Победа остается молодой». Ю .Помельников.

Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова

Песня «Лесной марш» Ю.Чичкова.


 Репертуар второго года обучения

Песня « Часы» . Левивой.

Песня « Разноцветная осень» Т. Морозовой

Песня « Учителям» Т. Кулиновой

Песня « Наши мамы» Т. Морозовой

Песня «Мама – Лучший друг» Д. Трубачева

Песня «Битва под Москвой» Ю. Верижникова

Песня «Буратино» Е. Зарицкой

Песня «Новогодняя сказка» С. Суэтова

Песня «Три желания» Е. Зарицкой

« Рождественская песня» П. Синявского

Песня « Новый год» Ю. Верижникова

Песня « Новогодняя кадриль» А. Филиппенко


Песня « Белый снег» Г. Пономоренко

Песня « Будущий солдат» Д. Трубачев

«Песня о солдате» В. Мигули

Песня «Ты не бойся, мама, я солдат» М. Протасова

Песня «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева

Песня « Партизанский сынок» Ю. Верижникова

Песня «Ветераны» Д. Трубачев

Песня « Салют» М. Протасова

Песня « Росиночка – Россия» А. Филиппенко

Песня « Золотая Россия» Е. Цыброва

 

До чего же хорошо кругом И.Дунаевский

Используемая литература:

1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

4. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

5. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

6. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»

Эту песню запевает молодёжь: (Популярные песни советских композиторов для школьного среднего и старшего возраста) – М, 1985 г.

 

Страна нашего детства: Для учащихся младшего, среднего и старшего возраста. – М, 1986 г. – Вып. 1-2.

 

Социально-экономическое направление

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа профессиональной подготовки школьников по профессии «Тракторист-машинист» включает подготовку в сельской общеобразовательной школе квалифицированных кадров.

Программа включает требования к результатам освоения, структуре и содержанию подготовки, а также условиям ее реализации. В требованиях к результатам освоения программы описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения программы, указываются усвоенные знания, на базе которых формируется умение и приобретается практический опыт освоения агротехнологических навыков при выполнении полевых сельскохозяйственных работах. Обработка почвы важное звено в системе агротехнических мероприятий по производству продуктов растениеводства.

Изменение пахотного слоя создает благоприятные условия для протекания биологических, физико-химических, физических процессов в почве, усиливает активность почвенной микрофлоры.

Незаменимая роль механической обработки почвы в уничтожении сорняков, в борьбе с вредителями и заболеваниями культурных растений.

В учебном плане содержится перечень разделов с указанием объектов времени, отводимых на освоение и изучение сведений по обработке почвы, использованию удобрений, семян, техника безопасности при возделывании культур, другие сведения при обработке земли, защите растений, а также организация машино-тракторных работ.

Обучение проводится в кабинете с использованием учебно- методических и учебно- наглядных пособий в соответствии с перечнем учебных материалов, для подготовки трактористов- машинистов категории «С», «Е».

Программа содержит минимум требований к результатам и содержании подготовки и является основной для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку трактористов категории «Е», «С».

Основной целью профессиональной подготовки учащихся старшей ступени обучения является формирование знаний, умений и навыков по профессии тракторист-машинист категории «С», «Е».

Задачи профессиональной подготовки

 - формирование знаний учащихся по проведению агротехнических требований на основе знаний предметов естественно-научного цикла;

- развитие технического мышления, интереса к сельскохозяйственным культурам;

-формированию специальных знаний по агротехническим приемам;

-формирование общетехнических, общетрудовых, общепроизводственных знаний, умений и навыков по обработке почвы4

- подготовка к осознанному выбору направлений профессионального образования.

Тракторист-машинист должен знать;

-агротехнические требования,  предъявляемые к проведению полевых работ;

- правила хранения и обработки сельскохозяйственной продукции;

- технику безопасности при проведении агротехнических работ и применению удобрения;

- виды ответственности за нарушение правил и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

- перечень условий, при которых запрещается использование агрегатов. Препаратов при проведении агротехнологических операций;

- приемы и последовательность действий при оказании первой доврачебной помощи;

- правила эксплуатации машинно-тракторных агрегатов;

- требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда;

- порядок оформления технической документации;

Тракторист-машинист должен уметь:

- применять полученные знания для проведения агротехнических мероприятий;

- соблюдать безопасную эксплуатацию агрегата при выполнении мероприятий по обработке почвы;

- устранять возникшие во время работы мелкие эксплуатационные мероприятия;

- оказывать первую помощь пострадавшему при проведении полевых работ;

- выполнять настройку и наладку с/х техники на норму высева удобрений и семян;

- обеспечивать приемы и безопасную эксплуатацию работы на агрегатах;

- получать, оформлять и сдавать техническую документацию;

- соблюдать режим труда и отдыха;

- устранять возникшие во время эксплуатации мелкие неисправности, с соблюдением требованию техники безопасности;

- совершенствовать свои знания и навыки при выполнении агротехнических мероприятий.

Профподготовка осуществляется на основе учебного плана и программ для общеобразовательного учреждения и регламентируется расписанием занятий.

По окончании обучения учащиеся сдают экзамены по программе обучения «тракторист-машинист» с выдачей свидетельства установленного образца, которое предъявляется инспекции Гостехнадзора при сдаче экзаменов на получение удостоверения «тракториста-машиниста» категории «С», «Е».

Тематический план объединения

«Основы техники»

 

№ пп

Наименование разделов

Количество часов

10 класс

Теория

Практика

1-2

Общее устройство тракторов

1

1

 

3-10

Поршневой двигатель внутреннего сгорания

2

6

 

11-16

Механизмы двигателя

3

3

 

17-30

Системы питания

4

10

 

31-38

Система охлаждения и смазки

2

6

 

39-46

Система пуска

2

6

 

47-66

Трансмиссия

6

14

 

67-70

Эксплуатация с/х машин категории «С» «Е»

-

4

 

 

Итого

20

50

 

 

 

 

 11 класс

1-18

Трансмиссия

4

14

 

19-28

Рабочее оборудование

2

8

 

29-42

Электрооборудование

4

10

 

43-64

Техническое обслуживание

4

18

 

65-70

Эксплуатация с/х машин категории «С» «Е»

-

6

 

 

Итого

14

56

 

1 год обучения

№ пп

Раздел, тема

ЗУН

Практ.часть

д/з

Кол-во час

По план

фактич

Вводное занятие 1. Общее устройство трактора

 

1

Основные части трактора

Изучить и уметь опознавать

Изучение

 

1

04.09.

2012

 

2

Основные части трактора

Изучить и уметь опознавать

Изучение

 

1

04.09.

2012

 

2. Поршневые двигатели внутреннего сгорания

 

3

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания

Изучить и запомнить

Изучение

 

1

11.09.2012

 

4

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания

Изучить и запомнить

Изучение

 

1

11.09.2012

 

5

Устройство и принцип работы одноцилиндрового двухтактного двигателя

Изучить и уметь регулировать

Разобрать и изучить

 

1

18.09.2012

 

6

Устройство и принцип работы одноцилиндрового двухтактного двигателя

Изучить и уметь регулировать

Разобрать и изучить

 

1

18.09.2012

 

7

Пуск двигателя

Научиться запуску двигателя

Запуск двигателя

 

1

25.09.2012

 

8

Пуск двигателя

Научиться запуску двигателя

Запуск двигателя

 

1

25.09.2012

 

9

Основы управления трактором

Изучить и запомнить

Научиться приемам

 

1

02.10.2012

 

10

Основы управления трактором

Изучить и запомнить

Научиться приемам

 

1

02.10.2012

 

3. Механизмы двигателя

 

11

Кривошипно- шатунный механизм

Изучить и уметь проводить Т.О. КШМ

Провести ТО

 

1

09.10.2012

 

12

Кривошипно- шатунный механизм

Изучить и уметь проводить Т.О. КШМ

Провести ТО

 

1

09.10.2012

 

13

Газораспределительный механизм

Уметь проводить ТО и регулировку

Произвести регулировку

 

1

16.10.2012

 

14

Газораспределительный механизм

Уметь проводить ТО и регулировку

Произвести регулировку

 

1

16.10.2012

 

15

Декомпрессионный механизм

Научиться прово-дить регулировки

Произвести регулировку

 

1

23.10.2012

 

16

Декомпрессионный механизм

Научиться прово-дить регулировки

Произвести регулировку

 

1

23.10.2012

 

4. Система питания смазки

 

17

Общее устройство систем питания

Научиться распознавать узлы системы питания

Изучить

 

1

30.10.2012

 

18

Общее устройство систем питания

Научиться распознавать узлы системы питания

Изучить

 

1

30.10.2012

 

19

Очистка топлива

Научиться проводить ТО системы очистки

Провести ТО

 

1

13.11.2012

 

20

Очистка топлива

Научиться проводить ТО системы очистки

Провести ТО

 

1

13.11.2012

 

21

Подкачивающий насос и насос ручной подкачки

Научиться устранять неисправности

Разобрать и изучить

 

1

20.11.2012

 

22

Подкачивающий насос и насос ручной подкачки

Научиться устранять неисправности

Разобрать и изучить

 

1

20.11.2012

 

23

Способы смесеобразования и форсунки

Получить навыки по регулировке аппаратуры

Настройка форсунки

 

1

27.11.2012

 

24

Способы смесеобразования и форсунки

Получить навыки по регулировке аппаратуры

Настройка форсунки

 

1

27.11.2012

 

25

Техническое обслуживание системы питания дизеля

Научить проводить ТО системы питания

Провести ТО

 

1

04.12.2012

 

26

Техническое обслуживание системы питания дизеля

Научить проводить ТО системы питания

Провести ТО

 

1

04.12.2012

 

27

Система питания карбюраторного двигателя

Изучить и уметь проводить ТО

Провести ТО

 

1

11.12.2012

 

28

Система питания карбюраторного двигателя

Изучить и уметь проводить ТО

Провести ТО

 

1

11.12.2012

 

29

Очистка воздуха и отвод газов

Получить навыки по ТО очистки воздуха

Провести ТО

 

1

18.12.2012

 

30

Очистка воздуха и отвод газов

Получить навыки по ТО очистки воздуха

Провести ТО

 

1

18.12.2012

 

5. Система охлаждения и смазки

 

31

Общее устройство системы жидкостного охлаждения

Изучить и запомнить узлы системы охлаждения

Изучить

 

1

25.12.2012

 

32

Общее устройство системы жидкостного охлаждения

Изучить и запомнить узлы системы охлаждения

Изучить

 

1

25.12.2012

 

33

Радиатор, водяной насос

Изучить работу и ТО

Изучить

 

1

15.01.2013

 

34

Радиатор, водяной насос

Изучить работу и ТО

Изучить

 

1

15.01.2013

 

35

Механизмы системы смазки

Изучить и запомнить механизмы

Изучить

 

1

22.01.2013

 

36

Механизмы системы смазки

Изучить и запомнить механизмы

Изучить

 

1

22.01.2013

 

37

Фильтра очистки масла

Уметь проводить ТО

Провести ТО

 

1

29.01.2013

 

38

Фильтра очистки масла

Уметь проводить ТО

Провести ТО

 

1

29.01.2013

 

39

Устройства системы пуска

Изучить и запомнить устройства

Изучить